Испытания на основе физического моделирования

4.3.1. Физическое моделирование объектов испытаний

Принцип физического моделирования достаточно широко использу­ется в практике опытно-конструкторской отработки СТС для выявле­ния наиболее важных свойств данной конструкции, выбора оптималь­ных критериев, определяющих ее качество, и т. д. Суть физи — ческих моделей заключается в том, что исследование некоторого физичес­кого процесса производится не на натурном объекте, а на его умень­шенных или упрощенных до некоторой степени моделях. В данном случае сами модели должны быть подобны натуре в смысле точного копирования изучаемых явлений. Моделирование может быть пол­ным, если система полностью заменяется моделью или моделями, и частичным, если в ней заменяются моделью один или несколько эле­ментов. Физические модели используются для изучения внутренней структуры сложных физических процессов, для определения не толь­ко выходных, но и промежуточных параметров, для выбора и про­верки критериев подобия, различных физических констант, а также для прогнозирования и объяснения различного рода явлений с доста­точной степенью точности.

Физическая модель должна не только отражать изучаемый реаль­ный процесс, но быть менее сложной, чем сам натурный объект, в противном случае теряется смысл ее использования. Физическая мо­дель отличается от других видов моделей прежде всего тем, что она сохраняет самые существенные, определяющие свойства натурного объекта, представленные, как правило, в ином масштабе. Внешне она может быть похожей на натурный объект и отличаться от него только размерами. Физические модели сохраняют специфику реаль­ного объекта, они конкретны и также сложны в эксперименте, а в ряде случаев и сложнее, чем на натурном объекте.

Испытание СТС — дорогостоящий эксперимент, однако с помо­щью моделей дорогое, а в ряде случаев уникальное оборудование может быть исключено из программы отработки. Так, например, при отработке системы питания двигателя совместно с турбонасос — ным агрегатом камеру сгорания можно заменить физической моде­лью — дроссельными шайбами, настроенными на заданный секунд­ный расход компонентов топлива. Благодаря этому дорогое огневое испытание двигателя может быть заменено практически гидроиспыта­нием и перенесено со стенда огневых испытаний в гидролабораторию.

Испытания на основе физического моделирования ОИ состоят из следующих этапов: определение цели и задачи испытания; постро­ение физической модели объекта испытания; проведение испытания путем внешних воздействий на физическую модель ОИ и получение ее реакции на это воздействие; анализ, обработка и интерпретация результатов испытаний. Основные цели и задачи испытаний физи­ческих моделей ОИ сведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1